Анализ потока текущих доходов по счету вторичного распределения доходов домашних хозяйств

Счет вторичного распределения доходов отражает полную картину формирования и перераспределения первичных доходов, которые материализуют все перераспределительные процессы, отраженные в этом счете. На стадии вторичного распределения происходит перераспределение первичных (совокупных) доходов и их трансформация в располагаемый доход посредством получения и выплаты трансфертов.

Одним из важнейших элементов финансового механизма перераспределения вновь созданной стоимости выступают текущие налоги.

Анализ интегрированной таблицы счетов сектора домашних хозяйств (табл. 8) показывает, что в структуре использования денежных доходов за период 1995—2001 гг. отмечается возрастание доли средств, направляемых на оплату налогов и обязательных платежей. Так, если в 1995 г. налоги и обязательные платежи составили 2,4% ВВП, то в 2001 г. — 3,0%. В табл. 12 отражена динамика изменения налогов и обязательных платежей, выплаченных домашними хозяйствами за 1995—2001 гг.

Данные анализа наглядно свидетельствуют о возрастании налоговых расходов и других обязательных перечислений домашних хозяйств не только по абсолютной величине, но и по отношению к доходам. Так, если в 1995 г. на налоги и обязательные платежи приходилось 179,0 трлн. руб., что по отношению к доходам составляло 16,5%, то в 2001 г. их абсолютная величина возросла почти в 6 раз и составила 1033,6 млрд. руб., т.е. 17,9% по отношению к доходам. В то же время относительно ВВП за анализируемый период доля налогов изменилась к 2001 г. незначительно, оставшись на уровне 11% ВВП.

Анализ потока текущих доходов по счету вторичного распределения доходов домашних хозяйств

Снижение ставки подоходного налога с физических лиц до единого уровня в 13% не оказало существенного влияния на показатели прироста заработной платы и, что самое главное — не привело к раскрытию теневых доходов. Анализ влияния налоговой политики на формирование доходов домашних хозяйств будет более подробно рассмотрен в части, касающейся предложений по совершенствованию государственной политики доходов сектора домашних хозяйств. Тогда как здесь важно подчеркнуть неэффективность действующей системы налогообложения населения и необходимость ее корректировки.

Анализ динамики отчислений на социальное страхование за период 1995—2001 гг. (табл 8) выявляет нестабильный характер изменений доли социальных перечислений относительно ВВП. Возрастающий характер отчислений на социальное страхование отражает изменение динамики этого показателя до кризиса 1998 г., тогда как в послекризисный период резко снизившиеся в 1999 г. отчисления (на 2,4% ВВП) так и не достигли предкризисного уровня. Так, если в 1998 г. страховые взносы составляли 11,0% к ВВП, то в 2001 г. только 8,0%. В нашем понимании данный факт — результат не только послекризисного снижения доходов, но и продолжающих иметь место «серых схем» ухода от социальных взносов.

Динамика денежных социальных пособий за анализируемый период в целом отражает факт сокращения денежных социальных трансфертов и, в первую очередь, пенсий, которые за анализируемый период сократились до 49,6% относительно уровня 1990 года. Так, данные интегрированной таблицы, охватывающей период 1995—2001 гг., показывают, что если в 1995 г. денежные перечисления составляли 9,0% ВВП, то в 1999 г. — 7,0% внутреннего валового продукта. Некоторый перелом в тенденции сокращения социальных выплат наметился с 2001 г., когда социальные пособия выраженных до 8,2% ВВП (табл. 8).

Вместе с тем сравнительный анализ государственных расходов в России на образование и здравоохранение показывает, что их уровень один из самых низких в списке из 40 стран. Ниже только в странах ближнего зарубежья и в Индии (табл. 13).

Диаграмма расходования средств государственных внебюджетных фондов (схема 9) наглядно отражает тенденцию до 2000 г. на сокращение социальных пособий и наметившийся с 2001 г. новый курс социальной политики, связанный с определенным возрастанием социальных перечислений. Тенденция возрастания темпов роста социальных расходов стала характерной особенностью государственной бюджетной политики 2002— 2003 гг.

Анализ потока текущих доходов по счету вторичного распределения доходов домашних хозяйств

Так, в 2002 г. на 0,3% ВВП выросли расходы на социальную политику, включая трансферты в социальные внебюджетные фонды, что явилось значительным фактором поддержания начавшегося в этот период «потребительского бума».

Анализ потока текущих доходов по счету вторичного распределения доходов домашних хозяйств

Расходы средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования составили: в 1997 и 1998 гг. — 0,005%, в 1999—2001 гг. — 0,04%.

Расходы средств Республиканского (федерального) фонда социальной поддержки населения составили: в 1997 г. — 0,001%, в 1998 г. — 0,003%, в 1999 г. — 0,01%, в 2000 г. — 0,002%, в 2001 г.— 0,001%.

В табл. 14 приведена динамика общего объема социальных выплат и их удельного веса к ВВП и общему объему доходов населения. Особенно значительные темпы прироста наблюдались, начиная с 2002 г., по пенсионным выплатам. Так, в 2002 г. пенсии в среднем возросли на 21,1%, в 2003 г. — еще на 3% (40 ЦБ).

Анализ потока текущих доходов по счету вторичного распределения доходов домашних хозяйств

Пенсионной системой в России охвачено 38,3 млн. престарелых, инвалидов, членов семей, потерявших кормильца. Однако, до сих пор пенсии в Российской Федерации остаются на чрезвычайно низком уровне. Средний размер пенсии в июне 2003 г. составил 1549 руб. при стоимости минимального набора продуктов питания (на ту же дату) 1115,4 руб. в месяц. Сложившийся уровень пенсионного обеспечения едва покрывает величину прожиточного минимума (схема 10).

Анализ потока текущих доходов по счету вторичного распределения доходов домашних хозяйств

Графическое отображение основных показателей денежных доходов населения относительно уровня 1990 г. (схема 11) наглядно отражает реальную картину обеднения российских пенсионеров за период реформ, а так же сокращения реальной начисленной заработной платы.

В странах с развитой рыночной экономикой доля пенсионных расходов за счет обязательных и добровольных программ социального страхования значительно выше. По результатам анализа пенсионных расходов в 13 основных европейских странах и расходов Федерального пенсионного фонда России в валовом внутреннем продукте Россия занимала в ‘2001 г. последнее место по доле пенсионных расходов во внутреннем валовом продукте, уступая большинству стран в 1,5—3 раза. Почти на 40% населения России, которое составляют пенсионеры, приходится 5,7% внутреннего валового продукта.

Анализ потока текущих доходов по счету вторичного распределения доходов домашних хозяйств

 

Особую озабоченность вызывает процесс ухудшения демографической ситуации в РФ. В настоящее время соотношение работающих и пенсионеров составляет 1,7 : 1, а к 2010 г., по некоторым прогнозам (104, с. 318), это соотношение достигнет 1 : 1. В условиях ограниченности бюджетных средств необходимость начавшейся пенсионной реформы и развития системы негосударственных пенсионных фондов (НПФ) становится очевидной и выдвигается в ряд первостепенных задач.

В целом структура доходов домашних хозяйств в России отличается от структуры доходов домашних хозяйств в странах Европейского Союза чрезвычайно низким удельным весом доходов от собственности и предпринимательских доходов, доля социальных трансфертов (пособия по социальному страхованию, пенсии, другие социальные выплаты) в России тоже заметно ниже. В России в большей степени развит неформальный рынок труда и латентные экономические процессы.

Проблема легализации доходов домашних хозяйств — одна из самых острых и тесно связанных с проблемой утечки капитала (на которой мы остановимся ниже).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: