Анализ потока текущих доходов по счету перераспределения доходов домашних хозяйств в натуральной форме

Счет перераспределения доходов в натуральной форме — отражает потребление домашними хозяйствами социальных трансфертов в натуре, предоставляемых бесплатно или по льготным ценам домашним хозяйствам государственными (включая фонды социального обеспечения) или некоммерческими организациями, обслуживающими домашние хозяйства (НКОДХ).

Трансферты в натуре зависят от реализуемой социальной политики и действующей системы социальной защиты. В отличие от получателей денежных трансфертов получатели трансфертов в натуре не могут располагать ими по своему усмотрению и всецело зависят от государственной социальной политики, определяющей размеры этих трансфертов, их потребительскую направленность, контингенты получателей.

Анализ динамики социальных натуральных трансфертов за период 1995—2001 гг., приведенный в интегрированной таблице (табл. 8), отражает их значительное сокращение. Так, если в 1995 г. они составляли 11,8% ВВП, то в 2000 г. снизились до 6,9% ВВП. Тенденция незначительного их роста (до 8,2% ВВП) наблюдается начиная с 2001 г. В 2002—2003 гг. расходы бюджета на социальную политику, включая натуральные трансферты в социальные внебюджетные фонды, возрастали на уровне 0,25— 0,3% соответственно.

По выборочным данным анализов бюджетов домашних хозяйств (104, с. 42), если в 1995 г. в располагаемых ресурсах домашних хозяйств на натуральные трансферты приходилось около 9%, то в 2003 г. натуральные дотации и льготы формировали в среднем не более 6% располагаемых ресурсов домашних хозяйств.

Сокращение государством финансирования отраслей социальной сферы, перевод бесплатных услуг в платные значительно уменьшили располагаемые финансовые ресурсы домашних хозяйств, так как адекватного роста доходов у большинства домашних хозяйств не произошло.

В табл. 16 приведены изменения структуры социальных трансфертов в натуральной форме. Данные таблицы отражают резкое уменьшение доли трансфертов домохозяйствам на жилищно-коммунальные услуги в 2002—2003 гг. Начавшаяся жилищно-коммунальная реформа предполагает постепенный переход к полному самофинансированию домашними хозяйствами затрат в жилищно-коммунальной сфере.

В Российской Федерации существует значительное количество натуральных пособий, льгот и дотаций, оказываемых населению из бюджета. Всего насчитывается более 110 видов социальной поддержки в форме натуральных трансфертов, предназначенных для 236 категорий населения. Основные из них: льготы и дотации на оплату жилья и коммунальных услуг; льготы по приобретению лекарств; льготы по налогообложению и многие другие.

Анализ потока текущих доходов по счету перераспределения доходов домашних хозяйств в натуральной форме

 

Доля населения, имеющего право на получение социальных натуральных трансфертов, установленных законодательными актами РФ, оценивается на уровне 70% всего населения, т.е. около 100 млн. человек могут претендовать на получение социальных натуральных пособий и льгот.

Для финансирования затрат на эти цели потребуется, по расчетам экспертов, около 15% ВВП, что превышает расходы федерального бюджета на социальную политику почти в 10 раз. Очевидно, что такие средства не могут быть выделены сегодня. Фактически не более 40% населения получают положенные дотации и льготы. Нам представляется, что механизм социальной помощи должен быть ориентирован прежде всего на адресную поддержку.

В целом же решение задач социальной защиты должно предполагать широкое развитие негосударственных систем социального страхования и пенсионного обеспечения, которые создадут реальную основу становления финансов домашних хозяйств и станут стабильным источником их финансовых ресурсов.

Балансирующей статьей счета перераспределения доходов в натуральной форме является скорректированный располагаемый доход, который включает все натуральные трансферты.

Его динамика, отраженная в интегрированной таблице, четко следует тенденциям изменений располагаемого дохода и натуральных трансфертов, т.е. показывает резкое уменьшение за анализируемый период валового располагаемого дохода домашних хозяйств, вызванное сокращением как располагаемого дохода, так и величины трансфертов в натуре.

Так, если в 1995 г. скорректированный располагаемый доход составлял 70,7% ВВП, то в 2000 г. — только 55,1%. В 2001 г. обозначилась тенденция к подъему (59,6% ВВП).

Анализ этого счета приводит к очевидному выводу: сокращение масштабов социальной поддержки требует адекватного и реального повышения доходов, а точнее — создания рыночных механизмов повышения доходов. Без этого многие экономические преобразования (и, в частности, жилищно-коммунальная реформа) приведут к дальнейшему обнищанию населения и необходимости дополнительных финансовых затрат на борьбу с бедностью, выплату субсидий.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: